Роль психики в лечении человека

Обычно, говоря о здоровье человека, мы имеем в виду физическое здоровье. И хотя официальная медицина признает ряд заболеваний психосоматическими (то есть болезнями тела, зависящими от психики), но и в этих случаях считается, что психика всего лишь играет роль пускового механизма. Дальше болезнь идет сама собой, и ее одним воздействием на психику не излечить. Но так ли это? Какова истинная роль психики в нашем излечении?

Скажите, разве врачи не правы, утверждая, что хро­ническое заболевание, по какой бы причине оно ни возникло, дальше развивается по своим собственным законам?

       

     

   Мне как врачу приходилось много ездить в командировки по России и вести прием людей с разными хрони­ческими заболеваниями. Возвращаясь через полгода, я видела, что хотя пациентам и становилось лучше, болезнь у них, как правило, оставалась. Но не спешите с выводами.

отрицательные эмоции

При лечении хронических забо­леваний пациент обычно принимает лекарства постоянно. Тем самым он привязывается к лечению, становится лекарствозависимым. Причем форми­руется не только физиологическая, но и психологическая зависимость. Если говорить о психосоматических заболе­ваниях (а их лечение тоже включает в себя медикаментозную терапию), то эта связь болезни и лекарств укрепля­ется, и человек долгие годы считает себя больным.

 

Он не замечает, что ему стало лучше?

 

       Не замечает. Более того, при­ходится прилагать изрядные усилия, чтобы обратить внимание человека на то, что ему стало лучше. Он счита­ет себя больным, и поверить в то, что он здоров, ему сложно. Если пациент долгие годы принимал лекарства, у него формируется устойчивый образ больного, и что бы ни происходило в действительности,

положительные эмоции

он продолжает счи­тать себя больным. На фоне некоторых еще сохранившихся симптомов он не замечает, что боли стали слабее. За­мечает только те симптомы, что оста­лись. К тому же пациент привыкает к сложившемуся в ходе болезни образу жизни, к тем ограничениям, которые ему предписаны, — все это поддержи­вает картину болезни. Отсюда следует, что психологический аспект болезни крайне важен. К сожалению, в нашей официальной медицине ему не уделя­ется достаточно внимания.

 

         Что же, на взгляд психолога, нужно делать при лечении психосо­матических и вообще хронических заболеваний?

 

      Очень важно формировать у паци­ента образ самого себя как здорового человека. Убедить в этом, например, астматика или язвенника, больного нейродермитом, энурезом и т.п. не­легко, требуется серьезное смещение акцентов. Это можно выразить так: «Я здоров, но у меня есть некоторые проблемы». Мы пытались в игровой форме найти определение здоровья, и один из вариантов гласил, что здо­ровье — это когда человек сам считает себя здоровым. Нелегко научиться считать себя здоровым, а не больным. Но сейчас везде, при поликлиниках и больницах есть психологические служ­бы. Дайте запрос психологу, чтобы он помог вам считать себя здоровым — и психолог поможет, он владеет специ­альными техниками и приемами.

 

       

стресс

Неужели кто-то придет к пси­хологу и скажет: «Хочу научиться считать себя здоровым»?

 

      С точки зрения психолога, в жела­нии считать себя здоровым нет ничего необычного и странного. К тому же сейчас активно развивается такое на­правление, как позитивная психология. Она широко представлена на Западе и уже начала распространяться у нас. Это направление ориентировано на то, чтобы научить человека восприни­мать жизнь позитивно. А то ведь для людей в солидном возрасте жизнь часто сводится к наблюдению за тен­денциями своего здоровья. Возникают проблемы, и человек с головой в них погружается.

На мой взгляд, необходимо прежде всего создать свой образ здоровья. Для многих это будет 80% пути к вы­здоровлению. При психосоматических заболеваниях вполне вероятно, что болезнь уйдет, останутся лишь какие- то мелкие неприятности.

        

        Как стать позитивно мысля­щим, если думаешь, что все плохо и будет только хуже?

 

     

положительные эмоции

Это задача непростая. Насильно никого не заставишь двигаться по направлению к позитивному мышле­нию. Наверное, прежде всего человек должен хотеть что-то изменить. Пред­ставьте себе привычный круг своей жизни, привычные проблемы, и вооб­разите, каким все это могло бы быть!

Есть игровое упражнение. Вы бе­рете какую-то отвлеченную ситуацию (книжную, из фильма — любую), ко­торую считаете негативной, и ваша задача — найти в ней положительные стороны. Например, сказка «Колобок». Дед и баба испекли колобок, постави­ли на окошко, а он от них убежал. Они по сусекам скребли, все запасы сме­таны извели, трудились — надеялись его съесть, а он сбежал. Представим себе, что у них больше ничего нет — это значит голод. Они старенькие, долго все это делали, одна надежда была — поесть. Это все негативно. Что тут может быть хорошего?

 

 

     Ну, не все так страшно. С пен­сии еще купят мукиА нет пенсии — хотя бы порадуются, что дали жизнь новому созданию…

 

       

неврозы

Они этого не знают. У них есть только факт, что колобок лежал на подоконнике, а теперь ого нигде нет. Чему уж тут радоваться?

      

Допустим, дед с бабой вышли из дома. Много лет не выходили, а тут вышли, видят — огромный мир, все в движении, умирать не соби­рается. Может, и у них все будет в порядке?

 

        Непонятно, почему вы решили, что они выйдут…

 

        Выйдут, потому что надо что- то изменить. Задуматься и пред­принять какие-то действия, а не просто умирать с голоду. Тем, кто действует, жизнь часто преподно­сит подарки!

 

       

здоровье и музыка

И с точки зрения здоровья есть явные плюсы. Колобок — тяжело усво­яемая пища, в старческом возрасте печеное есть вредно, и хорошо, что он убежал. Они поголодают денек-другой, попьют травяного чая — это будет спо­собствовать очищению, оздоровлению организма, а там, глядишь, и идеи придут! Вот такое упражнение поиска позитива в безнадежной ситуации.

 

       У всех свои взгляды на жизнь. Как побудить человека даже не изменить себя, а хотя бы просто задуматься о том, что может быть иначе?

 

        Необходимое условие для любых упражнений, помощи психологов и т.д. — желание что-то изменить, скор­ректировать свой взгляд на жизнь.И один из способов возбудить такое желание — это ухудшить то, что у че­ловека имеется. Сделать ему жизнь настолько некомфортной, чтобы он захотел перемен.

Вспомним трансперсональную пси­хологию, одним из создателей которой был Станислав Гроф. Согласно его теории, процесс рождения ребенка (от зачатия до родов) — это процесс сме­ны четырех состояний, которые Гроф назвал базовыми перинатальными матрицами (БПМ). Первая БПМ — это блаженство плода в утробе матери. Вторая — жуткий дискомфорт, страх и бессилие, когда начинаются родовые схватки. Третья — стадия борьбы, когда плод продвигается по родовым путям под огромным давлением 60-70 кг, которое его проталкивает. Это тоже дискомфортно, но есть движение в заданном направлении. Четвертая БМП — когда ребенок

спокойствие

рождается, и это ему как награда за мучения и пережи­вания, которые он испытал.

 

      Какая связь между этими ма­трицами и нашим отношением к жизни?

 

      Любое наше действие, любое начинание и сама жизнь проходят эти стадии, и можно застрять в одном из этих состояний. Например, если человеку плохо, дискомфортно, но он ничего в своей жизни не меняет — он как бы застревает во второй матрице. Согласно Грофу, ребенок, который в результате какой-то патологии пере­жил долгие, затяжные роды, приоб­ретает опыт долгого, бесконечного терпения. Ему кажется, что ничего другого у него и быть не может. А на са­мом деле это всего лишь застревание во втором состоянии. Если теперь еще «поддавить», он перейдет, наконец, в следующую фазу, где увидит, как можно изменить ситуацию и начать двигаться.

Таким образом, переживание типа «мне плохо, все безнадежно, выхода нет» — это всего лишь одно из четырех базовых состояний, которые человек может переживать. И если он хотя бы задумается, скажет себе: «Ага, я вижу мир вот так, но это всего лишь мое “залипание” в данном состоянии, есть и другие» — и в это поверит, он, веро­ятно, сможет себя из этого состояния вытащить.

 

         

спокойствие

Кто же добровольно согласится ухудшить свое положение?

 

      Да, бывает, что так складывают­ся обстоятельства, или есть другой человек, который все это понимает и может специально что-то сделать, чтобы ухудшить ситуацию. Порой имеет смысл пообщаться с близкими больного и намекнуть им, что неплохо бы что-то сделать ради его спасения. Или, к примеру, жена внезапно говорит мужу: «Вот ты все время болеешь, ничего по этому поводу не предприни­маешь — и я ухожу, мне такой жизни не надо».Он начинает суетиться и что-то в себе менять.

Многие люди, страдающие хрониче­скими заболеваниями, воспринимают прием лекарств как насилие. Задача психолога — помочь им этот взгляд из­менить. Или, скажем, человек хочет, но не может бросить курить. Надо помочь ему — в частности, найти способ, как без сигареты снимать напряжение, стресс.

         

         А какие методы снятия напря­жения вы предлагаете?

 

У всех свои способы. Есть медита­ция, есть йога. Моя знакомая, врач, в выходные дни подолгу лежала в ванне с ароматическими солями и пеной. Можно сделать серию глубоких вдохов и выдохов (10-20 раз) почти без пауз между ними, очень плавно. Вы быстро войдете в состояние спокойствия.

роль психолога

Уметь расслабляться полезно, но гораздо важнее — не напрягаться. В бо­лезнях отражаются наши подавленные эмоции. По мнению Луизы Хей, если возник симптом — это вы подавили такую-то эмоцию. Наша жизнь полна стрессов, и мы всегда отвечаем эмо­циями на любое воздействие.Здесь-то и играет решающую роль позитивная психология.

Если человек позитивно смотрит на все и позитивно мыслит-то он меньше напрягается, у него все в радость и, соответственно, меньше болезней. Он считает себя практически здоровым, а все остальное — лишь мелкие времен­ные проблемы.

        

          Что, на ваш взгляд, больше все­го мешает людям быть здоровыми?

       

Мешает образ больного, в котором они находятся. Если вы хотите что-то изменить, вы прежде всего должны выйти из этого образа. Кто к этому не готов — будет болеть дальше. Я посто­янно сталкиваюсь с тем, что пациенты хотят, чтобы кто-то извне пришел, что-то с ними сделал, и они станут здоровыми и счастливыми. Этого не происходит, и они огорчаются.

Но есть масса людей, которые ищут — и находят. От них требуются вера, увлеченность, действие. Лечеб­ный метод здесь вторичен, главное — психологический посыл. А какой мазью мазать суставы — не столь принци­пиально. Положительные сдвиги все равно будут.

Даже если у вас серьезное на­рушение здоровья, гораздо больше шансов справиться с ним из по­зиции: я вообще-то здоров, но у меня кое-что не в порядке. Я найду способ, я решу задачу, я верю, что у меня получится.

 

Отвечала  врач и психолог, кандидат наук в области трансперсональной психологии С.Г. ВЫБОРНОВА

http://youtu.be/Kg84RQZbY6M

 http://youtu.be/TDqh5XFG9Is

http://youtu.be/c1773PrkSSU


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector