Чего «хочет» наш организм?

Когда нам нездоровит­ся, мы меньше всего думаем о том, что причи­ной этому может быть сбой наших «внутренних часов». А они, между прочим, влияют на наше состояние куда сильнее, чем может показаться на пер­вый взгляд.Речь идет о так называемых биоритмах, существование которых в наше время признает даже офици­альная медицина.

К биоритмам при­вязаны практи­чески все физиологи­ческие процессы, проис­ходящие в организме, — прием пищи, подъем и спад умственной и фи­зической активности

Свое «личное расписание» у каждого индиви­дуально. Недаром одних людей называют «сова­ми», а других — «жаворонками». Первые при­выкли ложиться в 2 ч. ночи и вставать в 10.00, а вторые — подниматься спозаранку, в 7 утра, и засыпать в 23.00.

Но, увы, жизнь такова, что приходится подстра­иваться под обстоятельства. Люди вынуждены пробуждаться, когда организм еще требует отды­ха, есть, когда им этого совсем не хочется, и ис­кусственно стимулировать жизнедеятельность при помощи кофе и различных препаратов. А это для организма колоссальный стресс! Неудивительно, что многих начинают беспокоить бессонница, мигрени, сердечно-сосудистые заболевания, не говоря уж о расшатавшихся нервах.

Ученые уже давно выяснили, что существу­ет зависимость между некоторыми забо­леваниями и продолжительностью сна. Так, аме­риканские исследователи пришли к выводу, что женщины, находящиеся в постклимактерическом периоде, должны спать ночью четко 7 ч. При продолжительности сна более 9 ч. риск инсуль­та увеличивается на 70 процентов, а менее 6 ч. — на 14 процентов!

Изменение суточных ритмов может вести и к повышению уровня сахара в крови, а соответствен­но — к развитию диабета, ожирения и проблем с сердцем и сосудами.

Исследование, проведенное международной группой ученых из Великобритании, Франции, Канады и Дании, показало, что одна из частых

причин этих недугов — нарушение функции гена, контролирующего выработку гормона мелатонина, который, в свою очередь, отвечает за регуля­цию периодов сна и бодрствования.

Инсулин, недостаток которого приво­дит к сахарному диабету, тоже вырабаты­вается в разных количествах в зависимос­ти от времени суток. В результате генной мутации происходит эндокринный сбой, отсюда и болезнь.

Но это не значит, что от нас в данной ситуации ничего не зависит. Мы можем, если не застраховаться полностью от болезней, вызванных нарушением биоритмов, то хотя бы снизить риск их развития. Как?

Прежде всего — внимательно понаб­людайте за своим организмом. Луч­ше всего делать это в выходной день, когда не нужно идти на работу. Когда вы, как правило, про­сыпаетесь сами, без звонка будильника? Когда вас начинает клонить ко сну? Когда вам хочется есть? А когда наступает прилив сил? Все это следует аккуратно записывать. Таким образом вы соста­вите свой индивидуальный график биоритмов.

Если он не совпадает с вашим обычным ре­жимом дня, то постарайтесь хотя бы частично из­менить этот режим. Так, необязательно завтракать дома, если с утра нет аппетита. Вы можете взять еду с собой на работу или, если работа позволяет, сходить перекусить в то время, когда действительно проголодались.

В некоторых случаях можно подумать о ради­кальных мерах вроде смены работы или перехо­да на индивидуальный график, что в век ком­пьютеров не представляет особой проблемы. Куда более сложная задача стоит перед вами, если речь идет о выполнении обязанностей перед семьей. Например, довольно непросто «сове» каждое утро находить в себе силы, чтобы проводить ребенка в школу или детский садик, приготовить мужу и детям завтрак.

Но выход есть — можно попросить помощи у других родственников, а если позволяют средства, то нанять няню или домработницу. Некоторые женщины готовят еду с вечера. Если остальные члены семьи достаточно взрослые, чтобы поесть и обслужить себя самостоятельно, то вы можете по утрам спокойно спать, как того и требует ваш организм. Главное – прислушивайтесь к своему организму почаще, старайтесь почувствовать, чего он «хочет» в данный момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector