Лекарства из царства животных

Сегодня  мы расскажем вам о том, чем люди лечились в прежние времена. Ведь исцеляют нас не только травы! В народной медицине использовались и продукты животноводства, и даже насекомые. Некоторые из таких методов связаны с религи­озными культами, которые были еще задолго до христианства. Но мы остановимся на тех, которые признаны эффективными.О

                                                      Ценные   запасы

 

В конце XIX столетия и даже в середине XX в кладовках у многих сельчан еще висели мешки из мо­чевых пузырей животных. Они были набиты нутряным жиром с желчью. Запасались и другими продуктами животноводства. А вдруг в доме кто заболеет? Очень ценными считались, например, мази на основе нутряного жира, перетопленного с окопником лекарственным, корой ивы или ка­лины.

Желчь животных в наше время можно купить в аптеках. А когда-то люди добывали ее сами и приме­няли для лечения как внутреннее и наружное средство. Внутрь ее при­нимали при печеночных, желудочных заболеваниях и при эпилепсии. В Забайкалье издавна лечили малярию медвежьей желчью. Северные наро­ды делали компрессы из желчи оле­ней, лисиц, медведей. С ней готовили и мази, добавляя рыбий жир, воск, мел. Белые пятна на теле (витилиго) лечили желчью молоденьких цыплят.

Печенью животных исцеляли ку­риную слепоту (ослабление ночного зрения). В одних местностях для этого использовали печень черной курицы, в других — поросенка или теленка. Сейчас уже доказано, что та­кой метод эффективен. Ведь в печени много витамина А, необходимого для хорошего зрения. А при упорной диарее принимали высушенную и растертую в порошок кожицу, снятую с куриных желудков.

Русские, украинцы, белорусы, а также народы Прибалтики часто использовали и шкуры животных. Больных ревматизмом, фурункуле­зом, красной волчанкой закутывали в только что снятые шкурки. У неко­торых народов был, например, такой способ лечения острого радикулита и некоторых заболеваний позвоночни­ка. Больного оборачивали руном чер­ного ягненка и давали ему полежать на полуденном солнце 3-4 часа. С за­ячьими шкурками делали компрессы при гидрадените (сучьем вымени), если часто появлялись нарывы в паху или под мышками. Лечебный эффект связан с тем, что такой компресс со­храняет тепло, не пропускает воздух, и нарыв созревает быстрее. Иногда шкуры еще вымачивали в молоке.

Кости животных тоже не пропада­ли. В народной медицине россиян

когда-то была популярна растирка от ломоты в теле — костяное масло. Детям при рахите давали сожженные, а потом истолченные в порошок кости животных, смешанные с медом.

Как видите, в хозяйстве ничего не пропадало.

 

                                                      МОЛОКО, СМЕТАНА, СЛИВКИ

 

Там, где животноводство было основным занятием, люди испокон веков применяли молочные продукты для лечения многих недугов. Напри­мер, в российской народной меди­цине часто рекомендуется молоко в сочетании с целебными травами. Особенно от простудных заболева­ний, кашля, болей в горле.

Так, в Вятской, Рязанской, Нов­городской губерниях в подобных случаях его употребляли с толокном. А в Орловской губернии при легоч­ных заболеваниях, в том числе и при туберкулезе, пили отвар овса на мо­локе. Его смешивали с самыми раз­ными ингредиентами. В зависимости от местности в молоко добавляли животные жиры, мед, перец, чеснок, соду, даже водку.

Теплое топленое молоко пили, что­бы избавиться от простуды, особенно если болели дети. С ним же делали компрессы, примочки, которые по­могали при различных повреждениях кожи, укусах насекомых.

Свежую сметану, а также сливки, смешанные с соком короставника и чистотела, применяли при гнойных высыпаниях, фурункулезе, золотухе. А при глазных заболеваниях при­кладывали компрессы из кислого молока. Им промывали раны, язвы. Как свидетельствуют многочислен­ные этнографические исследования, его использовали даже при укусах гадюки.

 

                                                                    КУМЫС И СЫВОРОТКА

 

Для лечения до сих пор использу­ется не только коровье молоко. Жите­ли гор при легочных болезнях приме­няют овечье. В России, Белоруссии, Украине в таких Случаях пьют козье, а в некоторых местностях — кобылье молоко. Говорят, оно помогает даже при коклюше, скарлатине и других се­рьезных заболеваниях. Так, гуцулы в Карпатах раньше лечили астму кобы­льем молоком, настоянным на арнике горной. Употребление кобыльего мо­лока при заболеваниях дыхательных путей известно в практике многих на­родов. А кисломолочный напиток из него — кумыс — признанное лекарство. Теперь уже известно, как много в нем белков, жиров, углеводов, витаминов. Это не только очень питательный, но и целебный продукт. Народы Сред­ней Азии лечатся кумысом при ис­тощении нервной системы, болезнях легких и бронхов. Его пьют и в тех случаях, когда организму требуется легкоусвояемая пища. В Белоруссии кумысом лечили туберкулез. В 60-х годах XIX столетия там даже хотели открыть кумысолечебные санатории, однако такие попытки не увенчались успехом.

Еще один целебный кисломолоч­ный продукт — сыворотка, которая остается после приготовления творо­га. Сейчас ее можно купить в магази­нах. Она очень полезна. Сыворотку из коровьего молока наши предки пили при желудочных заболеваниях, болях в поджелудочной железе. Ее смеши­вали пополам с соком черной редьки.С ней делали компрессы от уши­бов и ванночки от отеков. А в Чер­ниговской, Смоленской губерниях принимали ванны при радикулите, добавляя к 10 л сыворотки 0,5 кг соли. В Сибири при гнойных ранах исполь­зовали такое средство, как «теплый грибок». На теплую сыворотку лили свежее, сладкое молоко, которое тут же скисало и превращалось в тягучую клейкую массу.

 

 

                                                           КОРОВЬЕ СЛИВОЧНОЕ МАСЛО

 

Этот ценный продукт питания при­менялся и для натираний. Масло слу­жило основой для приготовления ма­зей. При детском диатезе во многих российских губерниях использовали масло, которое взбивали из молока, перетопленного с сосновой живицей (пополам). А при подозрении на ту­беркулез готовили такую смесь.

Брали в равных количествах сли­вочное масло, мед, водку, измельчен­ные веточки лиственницы и нутряное несоленое сало. Смесью заполняли бутыль, закупоривали ее очень тща­тельно, ставили в глиняный горшок с просом и томили в печи. Готовое сна­добье принимали по 100-граммовой чарке на ночь.

В Карпатах был удивительный метод лечения сильных головных болей — «пущание масла». Голову обвязывали шерстяным платком, оставляя тщательно выбритое те­мечко (место заросшего родничка). И на это место капали растопленное масло, подогретое до 45°, затем его растирали. Кстати, метод, похожий на «пущание масла», есть и в баш­кирской народной медицине. А в некоторых поселениях постоянные головные боли неизвестного про­исхождения успешно лечили рас­топленным маслом, настоянным на тополиных почках.

 

                                                                     МУРАВЬИНАЯ АПТЕКА

 

К царству животных относится и класс насекомых. Среди них — маленькие муравьишки, которые приносят огромное облегчение при некоторых заболеваниях. Они помо­гают избавиться, например, от рев­матизма, простуды, общей слабости.

Когда-то был очень популярен муравьиный спирт. Получали его так: банку с муравьями заливали водкой (пополам) и ставили на ночь в теплую печь. Еще больные люди искали муравейники и давали себя кусать муравьям. Иногда на муравейнике оставляли свое нательное белье на несколько часов, потом отряхива­ли его и носили 3 дня. Такое белье считалось лечебным, пропитанным муравьиной кислотой.

При болезнях горла делали ингаля­ции. Муравьев бросали в деревянную дежку (кадку), заливали кипятком, бросали туда раскаленные камни и дышали над паром, накрывшись одеялом. После такой ингаляции ре­комендовалось очень хорошо разо­греться на печи.

В Сибири были очень популярны ванны из пропаренных муравейников. Осенью брали муравейник вместе с опавшими листьями и опускали в кипяток. Когда настой остывал до 40°, в муравьиной ванне купали больного. Парализованные руки, ноги совето­вали держать в мешке с муравьями целые сутки. Отдохнув двое суток, повторить. И так — до полного вы­здоровления.

Свежей жидкостью, отжатой из муравьиных яиц, лечили глаза. Рас­тертые муравьиные яйца пополам с медом принимали по 1 ч. л. 3 раза в день, если отказывал двигательный аппарат

Во многих местностях раньше де­лали так. Просто собирали в мешок целый муравейник, зашпаривали кипятком, процеживали и полученный настой прикладывали к «болючим» местам.

Люди говорили, что из муравьиных яиц выделяется лечебное муравьи­ное масло. Причем по народным по­верьям за ним надо было идти в ночь на Ивана Купалу и до 12 ночи разрыть муравейник, ибо только в эту ночь муравьи не прячут свои коконы.

Ученые подтвердили лечебное действие муравьиных коконов, об­наружив в них муравьиную кислоту и целебные эфирные масла. Вот только разрушать муравейники мы с вами не будем. Их надо охранять! А мура­вьиные лекарства можно купить и в аптеке.

 

                                                                      ВСЕ СНАДОБЬЯ — В ПРИРОДЕ

 

Царство животных дает нам очень много лекарств. К этому царству от­носятся и черви. Вспомните хотя бы о пиявках! Метод трудотерапии давно признан официальной медициной. Пиявки помогают нам справиться с головными болями, головокружени­ями, шумом в ушах, болями при на­рывах и пролежнях. Или, к примеру, змеи. Не зря символом медицины является змея и чаша с ее ядом. В древности у некоторых народов был культ змей, и они считались священными. Люди наделяли змей чудодейственными способностями приносить как добро, так и зло. С этими пресмыкающимися связано очень много легенд и суеверий.

Например, на Западе Украины было распространено такое пове­рье. Если кто приютит у себя на зиму гадюку или ужа, тот станет богатым и счастливым. Этнографы засвиде­тельствовали, что гуцулы-плотогоны считали особым счастьем заметить на плоту гадюку. А в деревнях Рязан­ской губернии говорили, что если кто убьет гадюку, то обязательно заболеет.

Еще говорили, что именно змеи научили человека различать лекар­ственные растения, понимать язык цветов и трав. Даже кожа, которую сбрасывала с себя гадюка, считалась магической вещью. Ее прикладывали кранам, разным болячкам, ею лечили глаза.

Некоторые методы народной ме­дицины в наше время вызывают улыбку. Например, лечение малярии растертыми в порошок глазами рака. Или «пупок цапли от всякого яда», кротовая кровь с хлебом от эпи­лепсии. Однако подобные рецепты свидетельствуют о том, что люди всегда настойчиво искали лекарства в природе.


 


Оставить комментарий