Ультрафиолет: разрушая, лечит

Полезен ли нам ультрафиолет? Часть специалистов убеждены, что загорать вредно хотя бы потом у. что загар — это з а иютная реакция нашей кожи на губительное воздействие ультрафиолетовых лучей, убивающих вое живое, недаром ультрафиолетовые лампы используют для стерили­зации операционных и родильных палат. Другие говорят о полезности загара, если им не злоупотреблять. Кто же прав

Как наука сегодня относится к воздействию ультрафиолетового излучения на организм человека?

 Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что вплоть до середины XX века, пока не получили широкое распространение антибио­тики, перед врачами стояла очень се­рьезная проблема: как останавливать бактериальные инфекции, которые уже захватили человеческий организм. Например, как бороться с заражениями крови — сепсисом и гангреной. От таких инфекций погибало множество людей, а эффективных средств лечения прак­тически не было.

Поэтому когда в XIX веке физики открыли в составе солнечных лучей невидимое глазом электромагнитное излучение, которое назвали ультрафи­олетовым, и выяснилось, что оно спо­собно убивать колонии микробов, для медиков это был просто подарок. В их руках оказался новый инструмент, об­ладающий мощными бактерицидными свойствами. Сегодня бактерицидные ультрафиолетовые лампы вы найдете в каждой операционной, в каждой клинике. Но тогда перед врачами сто­яла куда более сложная задача: как задавить бактериальную инфекцию в организме.

 

И этого удалось добиться с по­мощью ультрафиолета?

 

Были сложности. Уже в начале XX века стало ясно, что при больших дозах облучения ультрафиолет разрушает ткани. Тем не менее некоторые хирурги на свой страх и риск стали проводить полостные операции с применением ультрафиолета. При этом послеопе­рационные перитониты случались гораздо реже, так как большинство бактерий в брюшной полости погиба­ло. Но как использовать ультрафиоле­товые лучи для уничтожения микробов в крови? Казалось очевидным, что если правильно подобрать дозу облучения, ультрафиолет убьет все присутству­ющие в крови микроорганизмы, но не повредит собственным клеткам крови пациента. И в свое время был сделан такой любопытный прибор. АК артерии присоединяли трубочку, по трубочке шла кровь, которая протекала через небольшую кварцевую кювету или контейнер, а потом через другую трубочку возвращалась в кровоток. И эту кварцевую кювету облучали уль­трафиолетом. Предполагалось, что если в течение 10-15 минут облучать эту кровь…

 

Но это же только часть крови?

 

Частота сердечных сокращений у  нас примерно 60 ударов в минуту, кровоток довольно быстрый. За 10-15 минут  почти вся кровь успевает пройти через кювету и, по идее, практически все микробы, которые находятся в кровотоке  должны погибнуть. Сначала эти метод  разрабатывали на собаках. Но вскоре судьба заставила медиков в больни­це, где проводились исследования  проверить новый метод на человеке. г В 1928 году туда доставили пациентку — молодую женщину, которая погибала  от послеродового сепсиса. Спасти ее могло только чудо. Чтобы не рисковать врачи решили облучать не всю кровь, а лишь ее небольшую часть. Женщине ввели 100-120 мл ее собственной крови, облученной в кювете ультрафиолетолетовыми лучами. Вскоре пациентка  полностью выздоровела и родила через несколько лет еще двоих детей. Метод  стали применять более широко. Осо­бенно прославился чешский врач Гавличек, который описал тысячи случаев излечения от самых разных болезнен с помощью облучения крови ультра­фиолетом. Существовал даже термин «Гавличкова терапия». У Гавличека был  свой вариант лечения ультрафиолетом. Он вводил пациентам облученную кровь  внутримышечно, с помощью обычного укола. И результаты были налицо!

 

Но как это может быть, если все остальные микробы никуда из крови не делись?

 

В этом действительно был некий па­радокс. Мало того, что облучали не всю кровь — в лучшем случае одну десятую ее часть, а то и меньше. Выяснилось еще, что ультрафиолетовые лучи дейс­твительно проходят через кварцевую кювету, но вглубь крови проникают очень незначительно — буквально на 1 мм или около того. После этого их энергия достаточно быстро гаснет, и они даже теоретически не могут уничтожить всех микробов, находящихся в облучаемой крови. Значит, мы не можем облучить по-настоящему всю кровь и тем          самым  убить всех микробов. А мы знаем микробы размножаются с безумней скоростью, и если даже часть микробов остается, то через 2-3 часа их будет ров­но столько же, сколько было до этого И все-таки эффект существовал, было достигнуто излечение или улучшилось состояние у десятков тысяч больных.Но тут наступила эпоха антибиотиков, и про ультрафиолетовую терапию основательно забыли, тем более что на фоне вполне понятного действия антибиотиков лече­ние ультрафиолетом отдавало какой то мистикой. Лишь отдельные упорные исследователи продолжали работать, пытаясь на опытах с животными понять, почему же все-таки кровь, облученная ультрафиолетом, может лечить.

 

Ну, и почему?

 

Об этом биологи узнали, только ког­да стали вплотную работать с иммунной системой. Вот тут-то и прояснился загадочный механизм лечения ультрафиолетовым облучением крови. Оказалось, что дело вовсе не в убийстве микробов  основную их часть убить облучением невозможно, а в особенностях работы нашей иммунной системы.Именно она стоит на страже нашего здоровья- охраняет организм от вторжения любых микроорганизмов.

Но не менее важная функция иммунной системы — это уничтожение любых чежеродных клеток или даже собственных клеток организма, но отличающих­ся по каким-то параметрам от нормы. Например, многие онкологи считают, что ежеднеено в организме любого человека образуются сотни пораженных вирусами и потенциально раковых клеток, но все они. к счастью, вовремя распознаемся и уничтожатся авангардом иммунной системы — клетками-киллерами

 

Каким образом иммунная система отличает «чужих» от «своих»?

 

На поверхности клеток любого человека существуют так называемые маркеры, или метки, — белки, которые

указывают на то, что эти клетки при­лежат данному индивидуму. Наши лимфоциты, находящиеся в кровяном  русле  и лимфе, обладают способностью отличать свои клетки от чужих именно этим белковым меткам. У каждого человека свои белки-метки. Они хоть немного, но отличаются от подобных белков других людей. Кстати, именно эти белки определяют, будет ли отторгатъся после операции чужой орган или пересаженный кусочек ткани.

А есть еще просто белки, необходимые для осуществления каких-то   функций клетки, и эти белки иммунная сисема тоже распознает как собственные.

 

Фантастика!

 

Не скажите. Если вам в руки попадет клочок бумаги со словами «Мой дядя самых честных правил.,.», то вы сразу скажете, что этот листок — из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина и никак не мо- принадлежать Ф.М. Достоевскому, Лимфоциты еще чувствительнее, вот нам известно, что ультрафиолет   способен нарушать форму и строение  белков. Все, кто лишний раз или слишком долго загорал на солнце и получил солнечные ожоги, знают, что это далеко   не полезно и даже может быть опасно, ультрафиолет повреждает белки и делает их условно говоря, дефектными.

Представьте себе, что вы по тонкой, изящной проволочной конструкции ударили молотком. Вы ее испортите! Примерно такая же ситуация возникает, когда в результате ультрафиолетового облучения повреждаются некоторые белки-метки на поверхности клеток, а также функциональные белки организ­ма. С точки зрения иммунной системы, это равнозначно быстрому появлению в организме множества чужеродных бел­ков, клеток и микроорганизмов. Как она будет действовать в такой ситуации?

 

Уничтожать эти образования?

 

Не только. Иммунная система объ­являет аврал, всеобщую мобилизацию! Образно говоря, появление в кровотоке множества измененных белков дает дремлющей иммунной системе хороший «пинок» и заставляет ее резко усилить собственную активность, как если бы по армии разнеслись сведения, что враг — повсюду. Есть опыты, которые показывают, что после воздействия ультрафиолета даже без всякой кюве­ты, просто на кожу или на кровь, вдвое увеличивается количество лимфоцитов и макрофагов. Они начинают быстрее размножаться и интенсивнее работать. Все остальные терапевтические эффек­ты — лишь следствие усиления работы иммунной системы. В частности, именно она, а не ультрафиолетовое облучение как таковое, уничтожает в кровотоке все патогенные бактерии.

 

А за счет чего берутся прочие эффекты?

 

После облучения ультрафиолетом в организме происходит просто лавина изменений. Усиливается активность ферментов и секреция гормонов, быст­рее рассасываются тромбы, улучшается микроциркуляция, возрастает интен­сивность многих биоэнергетических процессов. Кровь начинает более ак­тивно захватывать молекулы кислорода, повышается устойчивость к инфекциям, устраняются отеки, снижается холес­терин и т.д.Вот и наступает чудесный терапевтический эффект.

Вместе с уничтожением поврежден­ных белков иммунная система распозна­ет и губит микробов, а заодно начинает более активно уничтожать злокачест­венные клетки, старые язвы, подавляет инфекции вроде герпеса и т.д.Просто она после облучения ультрафиолетом находится в более активном и работо­способном состоянии, чем обычно.

 

Теперь понятно, почему в доб­рое старое время чахоточных больных часто направляли на горные курорты…

 

Да, и это часто бывало более эф­фективным, чем поездки на юг. Чем выше поднимаешься в горы, тем интенсивнее облучение ультрафиолетом. Где-нибудь в Альпах его гораздо больше, чем на бе­регу моря. Облучение воздействовало на кожу и поверхностные, капилляры. Иммунная система начинала работать более интенсивно, и в результате тубер­кулезный процесс приостанавливался или даже вообще начинался процесс выздоровления.

 

Еще в 1970-х годах мне расска­зывали, как вводят людям обрабо­танную ультрафиолетом их собс­твенную кровь и достигают хороших результатов при фурункулезах и некоторых других болезнях…

 

Да, в советское время лечение ультрафиолетом пытались реабилити­ровать. И все опять было замечательно: фантастические случаи выздоровления, исчезновение каких-то старых язв, упорных инфекций. Но теперь мы знаем, что кровь не обязательно облучать уль­трафиолетом. Ее клетки и белки можно повредить любым способом — скажем, рентгеновским излучением или хими­ческим реагентом (ультрафиолет просто самый простой) и впрыснуть обратно в кровеносное русло. Иммунная система поймет, что появилось очень много чу­жеродных испорченных белков, и начнет интенсивнее работать.

 

Какой совет в заключение вы хотели бы дать нашим читателям?

 

Если вы хотите, чтобы ваша им­мунная система работала нормально, принимайте солнечные ванны утром и ближе к вечеру — это своеобразная ме­дицинская процедура, которая может подхлестнуть работу вашей иммунной системы, заставить ее работать более интенсивно. Но не лежите на солнце часами — вы получите серьезные ожоги и повреждения, которые могут быть просто опасны для здоровья.

http://youtu.be/N1BlHb_AOec

http://youtu.be/N28A7SOuNUY

http://youtu.be/Zzxb7bmIJhg

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector