Исцеление ребенка — В ВАШИХ РУКАХ.

Детский  церебральный паралич… Когда ребенку ставят такой диагноз, родителей парализует ужас. Многие слепо доверяются врачам и на последние деньги возят детей по курортам. Эффект от этих мер обычно не велик. Однако в отчаяние впадать не стоит. Поможет горячаяматеринская любовь и вера в возможности детского организма. Не ограничиваясь стандартным лечением, мать может и должна освоить методы лечебной физкультуры при ДЦП и поднять на ноги своего ребенка.О

                                      Когда и как начать работать с малышом?

 

Никакие врачи ребенка не вылечат, если родители будут сидеть сложа руки.

 

Начать заниматься надо, как можно раньше.

Сначала заниматься надо всего по 10-15 минут в день, но постепенно доводить до 3 раз в день по 1 часу, и еще в течение дня повторять некоторые особенно важные упражнения. Каждое начинать с 2-3 раз, по­степенно доводя до 10 раз и более. Здесь очень важно соблюдать поэтапность: нельзя учить ребенка ходить, пока он не умеет сидеть без опоры и ползать, иначе патология только усилится.

Главная задача — добиться развития двигательных рефлексов и расслабления спазмированных мышц. Когда несколько тысяч раз проделывать с ребенком ка­кое-то движение, оно закрепляется в мозгу, и малыш начинает это движение делать сам.

Но на первых порах очень важно, чтобы комплекс упражнений с малышом проделала опытная знающая медсестра, и научила вас.

 

                                              Что требуется для занятий?

 

Нужен стол с колючим покрытием («кусачим» одеялом), чтобы стимулировать рецепторы кожи: ребенок должен чувствовать опору. Опорность при ДЦП всегда нарушена. Далее, нужны надувные мячи разного размера: они развивают опорность рук и ног, тренируют способность держать равновесие, а глав­ное — помогают погасить тонические рефлексы.

Эти рефлексы, которые у здоровых детей исчезают в первые месяцы жизни, остались у нас от животных предков. Например, при лабиринтном рефлексе, когда

ребенок лежит на спине, его ножки выпрямлены, их не развести в стороны, бедра не повернуть. Ручки от­ведены или полусогнуты и прижаты к туловищу. Ре­бенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, тем более переворачиваться и садиться. Ког­да же он лежит на животе, его голова и руки сгиба­ются к груди, а ножки подтягиваются к животу, не давая разогнуться, опереться и т.д.

При тоническом шейном рефлексе ребенок не мо­жет сгибать и разгибать ноги попеременно, не может двигать головой, чтобы одновременно не двигались руки и ноги.

 

                                      Устраняем ненужные рефлексы

 

С ледим, чтобы ручки и ножки, особенно кис­ти рук, не были зажаты. Их надо потряхивать, поглаживать, добиваясь расслабления и раскрытости.

1.   Начинать лучше всего с «позы эмбриона». Потря­хивая ручки малыша, сгибаем их на груди, а ножки при­жимаем коленями к животу или, если не получается, слегка разводим. Головку осторожно пригибаем к гру­ди и покачиваем ребенка на спинке взад-вперед. Этим же упражнением надо заканчивать каждое занятие.

2.    Берем большой мяч. Ребенок лежит животом ш мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты ВДОЛ1 мяча и разведены. Качаем его на мяче взад-вперед, по­том с боку на бок.

3.    Ребенок лежит спиной на мяче, ноги вытянуть вдоль мяча (придерживаем рукой). Голова откинут* назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Катаел на мяче взад-вперед.

4.    Ребенок лежит на животе, под грудью подушечка. Удерживаем головку в среднем положении и вып рямляем ручки с опорой на ладонь.

5.     Ребенок лежит на спине. Ножки максимально  разведены, ступни развернуты наружу и упираются ваши бедра. Проводятся пассивные присаживания.

6.   Ребенок на четвереньках, под грудью мяч или ва лик. Если стопы постоянно согнуты, их надо опустит за край стола. Наклоняем вниз голову, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.

7.    В том же положении разгибаем ножки, а ручк сгибаем в локтях.

Поднимаем голову, удерживая согнутые руки и разогнутые ноги.

8.     Ребенок лежит на спине. Фиксируя голов; сгибаем и разгибаем его ручки.

9.    Фиксируя ручки, проводим пассивные, а лучш активные движения головой.

10. Поворачиваем голову ребенка, а вслед за ней медленно поворачиваем в ту же сторону плечи и ту­ловище.

11 Поворачиваем ножки и таз ребенка, потом мед­ленно поворачиваем в ту же сторону его плечи.

12. «Рыбка». Ребенок от уровня талии свисает со стола лицом вниз.

Удерживаем его одной рукой за таз, а другой стимулируем   мышцы шеи и спины, чтобы малыш поднял голову.

По мере освоения этой позы надо добиться, чтобы руки были вытянуты вперед или в стороны.

15. «Рыбка ногами». Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята, кисти рук упираются в стол  на уровне плеч. Ножки расслаблены предваритель­ных потряхиванием. Стимулируя мышцы живота и спины., постепенно приучаем ребенка держать на весу ноги и таз. Со временем осваиваем «рыбку на боку», «рыбку на миг» (покачивая взад- и вперед и с боку на бок) и, наконец, «рыбку в воздухе», удерживая ребенка за талию.

10.  Ребенок лежит на спине, ноги максимально раз­ведены, стопы развернуты наружу и упираются в ваши бедра. Берем ребенка за ручки и присаживаем, упирая гпз кисти рук в стол.

11.  Ребенок лежит на мяче на животе. Пригибаем гсоовку вниз, удерживая руки прямыми, а ноги согну­тыми в коленях.

Следующий этап упражнений.

При ДЦП ребенок часто не может перевернуть­ся, не садится, не ползает… Всему этому надо учить, но в правильной, физиологической последова­тельности.

*Сначала упражнения для освоения поворота. Ре­бенок лежит на спине. Сгибаем его левую ногу в коле­не, стопу прижимаем к столу, чтобы ребенок почувство­вал опору на эту ногу. Локтем своей правой руки фик­сируем стопу к столу, а рукой берем левую ручку ребен­ка, сгибая ее в локте и прижимая кисть к столу на уров­не талии. Второй рукой берем правую ручку ребенка и заставляем его потянуться этой ручкой к локтю его ле­вой руки. Перехватив его правую кисть своей правой рукой, левой быстро подтягиваем его правую стопу к левой, упертой в стол. Таким образом, правая ручка и ножка почти одновременно делают перекрестное дви­жение, и ребенок переворачивается на живот.

*Таким же образом делаем поворот направо с опо­рой на правые ручку и ножку. Если во время упражне­ния ребенок «зажался», нужно добиться расслабления, потряхивая стопы и кисти.

*Немножко иначе делаются повороты из положе­ния на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой с той же стороны ребенок с вашей помощью тянется назад. Одновременно вторая ручка тянется впе­ред. дальше за голову, на противоположную сторону перекрестным движением, а вторая ножка сгибается в клене и стопой отталкивается от стола. После 2-3 по­вторений этого упражнения надо несколько раз проде­лать цикл: поворот со спины на живот и обратно.

 

Как учить детей садиться?

 

В положении лежа на спине обе ручки сгибаем в локтях и прижимаем к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая сану кисть к столу, тянем другую руку ребенка к колену с противоположной стороны (при этом ребенок должен присесть), и сразу же ту руку, которой тянулись к коле­ну. у пираем в стол у этого колена. Получается, что ре­бенок делает перекрестное движение рукой и присажи­вается с поворотом. То же самое надо повторить в дру­гую сторону. Это помогает освоить переход к положе­нию на четвереньках, необходимому для ползания. Но требуются еще два качества: опорность и равновесие.

 

Как тренировать опорность?

 

Опорность — это еще и защитная реакция. Напри­мер, здоровые дети, если их наклонить вниз головой, рефлекторно выбрасывают руки вперед пе­ред головой.

Кладем ребенка животом на мяч, так, чтобы его руки и ноги свободно свисали. Придерживая ребенка на мяче левой рукой за спинку, подводим свою пра­вую руку под его ручки. Левой рукой поворачиваем мяч вперед, а правой подбиваем ручки ребенка впе­ред, чтобы он, когда голова пойдет вниз, выставил бы кисти рук вперед и оперся на них.

Не менее важна опорность на стопу. Правой рукой наклоняем мяч назад — ноги ребенка идут вниз, а ле­вой рукой плотно прижимаем его стопы к столу, ими­тируя вставание на ноги.

 

Равновесиепосильная задача

 

Без умения держать равновесие ребенок не ся­дет. Надо класть мяч на дол и сажать ребенка сверху так, чтобы в любой момент яри потере равнове­сия он мог прислониться к нашим коленям. Дальше на­клоняем мяч, скажем, влево, а левую ручку малыша тя­нем вниз, чтобы она оперлась на мяч. Другой рукой на­клоняем головку ребенка к правому плечу. То же самое повторяем в обратную сторону. Можно делать подоб­ное упражнение и на столе. Ребенок сидит, свесив ноги вниз. Одной рукой придерживаем его за плечи и накло­няем тело в сторону, другой рукой выдвигаем его ручку и добиваемся, чтобы он оперся ею на стол.

На мяче поменьше можно тренировать равновесие с помощью опоры на ноги. Ребенок сидит на мяче, ноги широко раздвинуты. Одной рукой удерживаем его на мяче за плечи, одновременно наклоняя мяч вперед, другой рукой берем ножку и фиксируем стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторяем с другой ногой.

 

Учим ребенка ползать

 

Во-первых, обучаем вставать на четвереньки из положения лежа на животе. Одну руку подводим под выпрямленные ручки малыша, заставляем их со­гнуться в локтях и добиваемся опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаем ножки в коленях так, чтобы малыш встал на коленки.

*Далее, кладем ребенка на небольшой мяч живо­том, кисти рук и колени должны плотно упереться в стол. Протягиваем правую руку между мячом и рука­ми ребенка. Двигая поочередно своим локтем и ладо­нью (как рычагом), заставляем ребенка переступать по столу руками. В это же время левой рукой двигаем мяч по столу вперед.

*То же с движением ногами. Правой рукой придер­живаем ребенка на мяче, одновременно двигая мяч впе­ред, а левой передвигаем его согнутые в коленях ноги.

*Еще одно упражнение для ног делается без мяча. Ребенок стоит на столе на коленях. Подводим правую руку ему под мышки, а левой поочередно передвига­ем колени по столу, одновременно продвигая правую руку с ребенком вперед.

*Добавляем упражнение на опорность рук и ног. Ребенок лежит на мяче животом. Катая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой заставляем малыша опи­раться то на кисти рук, то на стопы. у

*Развитие переступания.

Ставим ребенка себе на ступйи и, придерживая в под­мышках, ходим по комнате. ЛФК, массаж, активные занятия с логопедом и пр. дают очень хорошие результаты.

http://youtu.be/dlmXrcYGMRc

http://youtu.be/jT45E0Y9_ZA

http://youtu.be/nXUr4PI1iwI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector