Детский церебральный паралич… Когда ребенку ставят такой диагноз, родителей парализует ужас. Многие слепо доверяются врачам и на последние деньги возят детей по курортам. Эффект от этих мер обычно не велик. Однако в отчаяние впадать не стоит. Поможет горячаяматеринская любовь и вера в возможности детского организма. Не ограничиваясь стандартным лечением, мать может и должна освоить методы лечебной физкультуры при ДЦП и поднять на ноги своего ребенка.О
Когда и как начать работать с малышом?
Никакие врачи ребенка не вылечат, если родители будут сидеть сложа руки.
Начать заниматься надо, как можно раньше.
Сначала заниматься надо всего по 10-15 минут в день, но постепенно доводить до 3 раз в день по 1 часу, и еще в течение дня повторять некоторые особенно важные упражнения. Каждое начинать с 2-3 раз, постепенно доводя до 10 раз и более. Здесь очень важно соблюдать поэтапность: нельзя учить ребенка ходить, пока он не умеет сидеть без опоры и ползать, иначе патология только усилится.
Главная задача — добиться развития двигательных рефлексов и расслабления спазмированных мышц. Когда несколько тысяч раз проделывать с ребенком какое-то движение, оно закрепляется в мозгу, и малыш начинает это движение делать сам.
Но на первых порах очень важно, чтобы комплекс упражнений с малышом проделала опытная знающая медсестра, и научила вас.
Что требуется для занятий?
Нужен стол с колючим покрытием («кусачим» одеялом), чтобы стимулировать рецепторы кожи: ребенок должен чувствовать опору. Опорность при ДЦП всегда нарушена. Далее, нужны надувные мячи разного размера: они развивают опорность рук и ног, тренируют способность держать равновесие, а главное — помогают погасить тонические рефлексы.
Эти рефлексы, которые у здоровых детей исчезают в первые месяцы жизни, остались у нас от животных предков. Например, при лабиринтном рефлексе, когда
ребенок лежит на спине, его ножки выпрямлены, их не развести в стороны, бедра не повернуть. Ручки отведены или полусогнуты и прижаты к туловищу. Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, тем более переворачиваться и садиться. Когда же он лежит на животе, его голова и руки сгибаются к груди, а ножки подтягиваются к животу, не давая разогнуться, опереться и т.д.
При тоническом шейном рефлексе ребенок не может сгибать и разгибать ноги попеременно, не может двигать головой, чтобы одновременно не двигались руки и ноги.
Устраняем ненужные рефлексы
С ледим, чтобы ручки и ножки, особенно кисти рук, не были зажаты. Их надо потряхивать, поглаживать, добиваясь расслабления и раскрытости.
1. Начинать лучше всего с «позы эмбриона». Потряхивая ручки малыша, сгибаем их на груди, а ножки прижимаем коленями к животу или, если не получается, слегка разводим. Головку осторожно пригибаем к груди и покачиваем ребенка на спинке взад-вперед. Этим же упражнением надо заканчивать каждое занятие.
2. Берем большой мяч. Ребенок лежит животом ш мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты ВДОЛ1 мяча и разведены. Качаем его на мяче взад-вперед, потом с боку на бок.
3. Ребенок лежит спиной на мяче, ноги вытянуть вдоль мяча (придерживаем рукой). Голова откинут* назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Катаел на мяче взад-вперед.
4. Ребенок лежит на животе, под грудью подушечка. Удерживаем головку в среднем положении и вып рямляем ручки с опорой на ладонь.
5. Ребенок лежит на спине. Ножки максимально разведены, ступни развернуты наружу и упираются ваши бедра. Проводятся пассивные присаживания.
6. Ребенок на четвереньках, под грудью мяч или ва лик. Если стопы постоянно согнуты, их надо опустит за край стола. Наклоняем вниз голову, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
7. В том же положении разгибаем ножки, а ручк сгибаем в локтях.
Поднимаем голову, удерживая согнутые руки и разогнутые ноги.
8. Ребенок лежит на спине. Фиксируя голов; сгибаем и разгибаем его ручки.
9. Фиксируя ручки, проводим пассивные, а лучш активные движения головой.
10. Поворачиваем голову ребенка, а вслед за ней медленно поворачиваем в ту же сторону плечи и туловище.
11 Поворачиваем ножки и таз ребенка, потом медленно поворачиваем в ту же сторону его плечи.
12. «Рыбка». Ребенок от уровня талии свисает со стола лицом вниз.
Удерживаем его одной рукой за таз, а другой стимулируем мышцы шеи и спины, чтобы малыш поднял голову.
По мере освоения этой позы надо добиться, чтобы руки были вытянуты вперед или в стороны.
15. «Рыбка ногами». Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята, кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Ножки расслаблены предварительных потряхиванием. Стимулируя мышцы живота и спины., постепенно приучаем ребенка держать на весу ноги и таз. Со временем осваиваем «рыбку на боку», «рыбку на миг» (покачивая взад- и вперед и с боку на бок) и, наконец, «рыбку в воздухе», удерживая ребенка за талию.
10. Ребенок лежит на спине, ноги максимально разведены, стопы развернуты наружу и упираются в ваши бедра. Берем ребенка за ручки и присаживаем, упирая гпз кисти рук в стол.
11. Ребенок лежит на мяче на животе. Пригибаем гсоовку вниз, удерживая руки прямыми, а ноги согнутыми в коленях.
Следующий этап упражнений.
При ДЦП ребенок часто не может перевернуться, не садится, не ползает… Всему этому надо учить, но в правильной, физиологической последовательности.
*Сначала упражнения для освоения поворота. Ребенок лежит на спине. Сгибаем его левую ногу в колене, стопу прижимаем к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Локтем своей правой руки фиксируем стопу к столу, а рукой берем левую ручку ребенка, сгибая ее в локте и прижимая кисть к столу на уровне талии. Второй рукой берем правую ручку ребенка и заставляем его потянуться этой ручкой к локтю его левой руки. Перехватив его правую кисть своей правой рукой, левой быстро подтягиваем его правую стопу к левой, упертой в стол. Таким образом, правая ручка и ножка почти одновременно делают перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот.
*Таким же образом делаем поворот направо с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок «зажался», нужно добиться расслабления, потряхивая стопы и кисти.
*Немножко иначе делаются повороты из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой с той же стороны ребенок с вашей помощью тянется назад. Одновременно вторая ручка тянется вперед. дальше за голову, на противоположную сторону перекрестным движением, а вторая ножка сгибается в клене и стопой отталкивается от стола. После 2-3 повторений этого упражнения надо несколько раз проделать цикл: поворот со спины на живот и обратно.
Как учить детей садиться?
В положении лежа на спине обе ручки сгибаем в локтях и прижимаем к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая сану кисть к столу, тянем другую руку ребенка к колену с противоположной стороны (при этом ребенок должен присесть), и сразу же ту руку, которой тянулись к колену. у пираем в стол у этого колена. Получается, что ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. То же самое надо повторить в другую сторону. Это помогает освоить переход к положению на четвереньках, необходимому для ползания. Но требуются еще два качества: опорность и равновесие.
Как тренировать опорность?
Опорность — это еще и защитная реакция. Например, здоровые дети, если их наклонить вниз головой, рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой.
Кладем ребенка животом на мяч, так, чтобы его руки и ноги свободно свисали. Придерживая ребенка на мяче левой рукой за спинку, подводим свою правую руку под его ручки. Левой рукой поворачиваем мяч вперед, а правой подбиваем ручки ребенка вперед, чтобы он, когда голова пойдет вниз, выставил бы кисти рук вперед и оперся на них.
Не менее важна опорность на стопу. Правой рукой наклоняем мяч назад — ноги ребенка идут вниз, а левой рукой плотно прижимаем его стопы к столу, имитируя вставание на ноги.
Равновесие — посильная задача
Без умения держать равновесие ребенок не сядет. Надо класть мяч на дол и сажать ребенка сверху так, чтобы в любой момент яри потере равновесия он мог прислониться к нашим коленям. Дальше наклоняем мяч, скажем, влево, а левую ручку малыша тянем вниз, чтобы она оперлась на мяч. Другой рукой наклоняем головку ребенка к правому плечу. То же самое повторяем в обратную сторону. Можно делать подобное упражнение и на столе. Ребенок сидит, свесив ноги вниз. Одной рукой придерживаем его за плечи и наклоняем тело в сторону, другой рукой выдвигаем его ручку и добиваемся, чтобы он оперся ею на стол.
На мяче поменьше можно тренировать равновесие с помощью опоры на ноги. Ребенок сидит на мяче, ноги широко раздвинуты. Одной рукой удерживаем его на мяче за плечи, одновременно наклоняя мяч вперед, другой рукой берем ножку и фиксируем стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторяем с другой ногой.
Учим ребенка ползать
Во-первых, обучаем вставать на четвереньки из положения лежа на животе. Одну руку подводим под выпрямленные ручки малыша, заставляем их согнуться в локтях и добиваемся опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаем ножки в коленях так, чтобы малыш встал на коленки.
*Далее, кладем ребенка на небольшой мяч животом, кисти рук и колени должны плотно упереться в стол. Протягиваем правую руку между мячом и руками ребенка. Двигая поочередно своим локтем и ладонью (как рычагом), заставляем ребенка переступать по столу руками. В это же время левой рукой двигаем мяч по столу вперед.
*То же с движением ногами. Правой рукой придерживаем ребенка на мяче, одновременно двигая мяч вперед, а левой передвигаем его согнутые в коленях ноги.
*Еще одно упражнение для ног делается без мяча. Ребенок стоит на столе на коленях. Подводим правую руку ему под мышки, а левой поочередно передвигаем колени по столу, одновременно продвигая правую руку с ребенком вперед.
*Добавляем упражнение на опорность рук и ног. Ребенок лежит на мяче животом. Катая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой заставляем малыша опираться то на кисти рук, то на стопы. у
*Развитие переступания.
Ставим ребенка себе на ступйи и, придерживая в подмышках, ходим по комнате. ЛФК, массаж, активные занятия с логопедом и пр. дают очень хорошие результаты.