В какой семье живет подросток

Обычно семья относится к взрослеющему ребенку в соответствии со сложившимися семейными традициями. Поговорим о стилях семейного воспитания.

Семья с отчужденным стилем воспитания.

В этой семье подростком мало интересуются, избегают обще­ния с ним и держатся от него на расстоянии. Ребенок также становится носителем отчуж­денных форм поведения и об­ладателем отчужденной души или же горького комплекса соб­ственной неполноценности. Подросток в такой семье чув­ствует себя лишним. В большин­стве случаев он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в обще­нии. А теперь представьте, на­сколько трудно будет подрост­ку завязать дружбу со сверстни­ками. А ведь это — его ведущая деятельность!

Семья авторитарная предъявляет подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Здесь могут применять и физические наказания. Авто­ритарные родители подходят к подростку с позиции «сверху». В такой семье мало нежности, понимания, ласки. За ребенка всегда принимают решение, он должен без возражений подчи­няться требованиям взрослых. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и не­уверен в себе, как и в детстве. Он может стать носителем авто­ритарного способа взаимодей­ствия с людьми или, напротив, демонстрировать униженную неадекватную лояльность, пас­сивность, за которой стоит высо­кая невротизация неуверенного в себе подростка. Именно из ав­торитарных семей подростки чащевсего уходят из дома, лишь бы не быть «под каблуком» у взрослых.

Семья с попустительс­ким стилем. В такой семье продолжает господство­вать принцип вседозволеннос­ти: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо ос­воил способы манипулирования ими. Эгоизм и конфликтность — главные особенности характера подростков из таких семей. Под­росток из семьи с попуститель­ским стилем опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в такой семье — агрессию, которая вы­ражается в необоснованной не­терпимой требовательности: «Я так хочу!», «Я сказал!». Послед­ствия такого поведения предста­вить несложно.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родите­лей, у которых масса своих внут­ренних проблем. Родители опе­кают подростка не только извне, но стремятся завладеть его ду­шевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае не­обходимости он не может дать отпор, но и не может сам пост­роить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно ло­ялен. Он инфантилен. Сверст­ники дают ему прозвища типа «Малыш», «Маменькин сынок». А представьте себе, как поступит подросток из такой семьи, если ему впервые предложат заку­рить, уколоться, попробовать спиртное, чтобы быть взрослым?

Он ведь не умеет творить «нет», принимать решения, проявлять свою волю.

Семья с ценностным отношением к ребен­ку отличается пониманием того, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К под­ростку начинают относиться с учетом появившегося у него чув­ства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители вы­ражают готовность обсудить его проблемы. Главное в такой се­мье — сохранение столь желан­ного для отрочества чувства са­моуважения. Характер подрост­ка развивается вполне благопо­лучно. Он строит свои отноше­ния с окружающими (взрослыми и сверстниками) лояльно. Это наиболее правильный стиль от­ношений.

Родители из семьи с ценнос­тным отношением к ребенку умеют признавать свои ошибки и не считают за унижение изви­ниться перед своим чадом. Та­кие родители учат своего ребен­ка противостоять злу, говорить «нет», самостоятельно прини­мать решения, и тем самым под­готовят его к одному из самых сложных периодов в жизни. Ре­бенок, который на себе прочув­ствовал, что такое уважение, достаточно легко сможет пока­зать это уважение окружающим

Способность ребенка к обучению зависит от домашней атмос­феры — от того, насколько родители ценят учебную деятельность ребенка, насколько они готовы помогать ему, например, делать домашнее задание, учить стихи, репетировать и т. д. Дети, у которых нет родителей, или те дети, чьи родители безразлично относятся к учебе собственного ребенка, как правило, плохо учатся, хотя могут быть очень способными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector